Московская Обойная Фабрика
По роду деятельности эта тема мне очень близка. То, что я пишу – попытка систематизации накопленной информации, не более того. Но вдруг кому пригодится? У меня коллега переклеила обои и решила покрасить батарею в дружественный тон. Сломала глаза, разглядывая пантоны в магазинах. Потом притащила с работы по майонезной баночке синего, красного и магенты и сваяла сиреневый цвет такой красоты, что Тиккурила отдыхает…
1. Черный. Природный краситель – сажа. Цвет интерьерный, но не для больших площадей. В черных плоскостях взгляд «тонет», на черных акцентах – останавливается. Черные стены угнетают психику. Японское народное средство против бессонницы: спать на черном постельном и в черном нательном белье. Вопреки стереотипу об эмо, черный в одежде не означает излишней эмоциональности или депрессивности. Вообще предпочитаемые на уровне подсознания цвета в одежде выдают прежде всего отношение человека к собственной сексуальности. Черный цвет как предпочтительный в манере одеваться (кстати, и темные оттенки серого тоже) – это подавленная, угнетенная сексуальность. Черный сочетается почти со всеми основными чистыми цветами, но в интерьере необходимо осторожно выбирать сочетания, чтобы не загружать собственное воображение нежелательными ассоциациями. Черный+красный ассоциируется с похоронами. Черный+белый – с шахматами.
2. Белый. Двуокись титана. В противовес черному, самый интерьерный цвет. Сочетается с любыми цветами, имеет множество оттенков. Не несет никакой эмоциональной нагрузки, ассоциируется с чистотой, непорочностью, святостью.
Но если с черным и белым все более-менее ясно (первый – понемногу, второй – сколько угодно), то остальные цвета требуют умелого применения в интерьере.
3. Синий. Природный синий выглядит довольно неинтересно, как-то «дешево», поэтому его уводят в более благородные оттенки: в бирюзу (добавляя желтый) либо в фиолет (добавляя магенту). Синий и его оттенки визуально охлаждают помещение. Ассоциируются с небом, холодом, водой и льдом, а также с асексуальностью, бесполостью («синий чулок»). Поэтому в спальнях этот цвет почти всегда нежелателен. В интерьере используются голубые оттенки любой степени разбеленности, и, как это ни странно звучит, на стенах голубой хорошо сочетается с бежевым (и желтым). Беж придает необходимое тепло.
4. Желтый. Едва ли не единственный спектральный оттенок, который хорош сам по себе, без добавлений. Желтый «включает» внимание, будит ото сна, греет, бодрит. Вместе с тем – и уснуть не даст. Ассоциируется с солнцем, теплом, открытостью, оптимизмом, желанием поделиться эмоциями, в том числе нездоровыми («желтый дом» - сумасшедший дом). Составляя сложные оттенки желтого, легко испортить цвет. Добавляем каплю зеленого – получаем лимонный, еще зеленого – уходим в цвет лайма. Добавляя красный, получаем персик и апельсин всех степеней интенсивности. Добавляя черный и красный, получаем беж и коричневый. Черный и зеленый – получаем оттенки сепии и горчичного, причем именно в этих цветах легче всего получить грязь. Желтый и его производные хорошо сочетаются с синим и фиолетовым. Нелюбовь к сочетанию «желтый+зеленый» у художников носит название «яичница с зеленым луком», то есть это – для тарелки, но не для стены.
5. Красный. Огонь, кровь, любовь, ярость, запрет. Если человека с плотно завязанными глазами ввести в комнату без окон, полностью выкрашенную в красный, то у человека через некоторое время поднимется кровяное давление. Отсюда вывод – это не для стен, а для акцентов. Любовь к красному в одежде означает сексуальную неудовлетворенность, а также подсознательный сигнал, что это положение необходимо исправить. Самые интерьерные оттенки красного – бордо и терракота (цвет необожженной красной глины). Бордо достигается добавлением по каплям синего и черного, терракота – желтого и черного. Самые «опасные» для глаз и психики сочетания – с черным и зеленым. Разбеляя красный,
получаем оттенки розового, который можно сделать теплее или холоднее с помощью желтого или синего. Итак, мы перешли к …составным цветам.
6. Розовый. Как ни странно, этот цвет весьма востребован в интерьере, особенно в сочетании с бежевым (об этом говорит статистика продаж отделочных материалов). Розовый будит преждевременную и/или нездоровую, извращенную сексуальность, ассоциируется с женственностью, инфантильностью, а также является символом пошлости. Одно из самых неудачных сочетаний – «зеленка с марганцовкой». Самые благородные оттенки розового – сложные и для восприятия, и для описания, и для составления. Воспетый в романе «Поющие в терновнике» цвет «пепел розы» - это красный+белый+черный+синий, последние два – в микроскопических дозах. Или магента+белый+по капле черного и желтого. Кстати, краска магента – это и есть тот самый цвет марганцовки, как оттенок очень ценится художниками, потому что в сочетании с синим дает очень красивый…
7. Фиолетовый. Непростой цвет из-за тяжелого ассоциативного ряда. Депрессия, меланхолия, и, логически – стадия «на пути от нездоровой сексуальности к отрицанию сексуальности, вследствие разочарования». Но, тем не менее, имеет право на жизнь в интерьере, если брать сильно разбеленные оттенки. Сочетается с любыми желтыми, хуже – с розовым и красным. С холодными тонами сочетания слишком мрачные.
8. Оранжевый. Цвет огня и апельсина, невероятно активный и привлекающий внимание, не терпящий привнесения практически никаких оттенков – сразу становится грязным. По всем этим причинам судьба оранжевого цвета в интерьере сложна (впрочем, как и в одежде). Хорош для акцентов, на больших площадях утомляет и нервирует.
9. Зеленый. Один из самых сложных в колорировании цветов. В чистом виде – «зеленка» - простенький и бедноватый. Ассоциируется с травой и деревьями, спокойствием, уверенностью, защитой. Вследствие этого – цвет, гасящий сексуальные инстинкты, способствующий расслаблению и умиротворению. Красивые сложные оттенки – хаки и оливковый (зеленый+красный+черный), «карибский зеленый» - яркий, звенящий салатовый (зеленый+желтый и белый). Хаки необыкновенно благороден в сочетании с кипельно-белым и винно-красным. Травяной оттенок достигается каплей желтого, изумрудный – синего.
10. Уже упомянутый серый. Если бы не ассоциация со скукой и толпой, был бы одним из самых интерьерных цветов, поскольку хорош на больших плоскостях: не грузит психику. Чтобы нивелировать скучность и выявить благородство серого, его подчеркивают яркими акцентами: красным, розовым, синим, оранжевым, желтым. Те же рекомендации работают и в одежде. Человек, прячущийся во все серое – это то же явление, что и человек, прячущийся в черное, но еще и с элементом депрессии. В интерьере очень хороши оттенки теплого серого, достигающиеся смешиванием с красным и желтым в гомеопатических дозах.
11. Король интерьера – беж. По статистке продаж, обоев бежевых оттенков продается 60% от всего количества и разнообразия цветов. Существует несметное количество оттенков бежевого, не поддающихся классификации и описанию. Успех бежевого в том, что он теплый, не маркий, не спорит ни с одним цветом, не травмирует психику и прекрасно оттеняет белый цвет. Успех на подсознательном уровне – в том, что беж ассоциируется с цветом древесины и земли, для человека это основополагающие понятия дома. Обилие теплых охристых оттенков в доме характерно для России, как для страны с холодным климатом. Беж в одежде выдает консерватизм, нежелание выделяться. Много бежевого – скучно, что называется, «глаз не на что положить». Поэтому его необходимо сочетать с практически любыми цветами. Существую теплые и холодные оттенки бежевого, достигающиеся добавлением синего+черного либо желтого цветов. Холодный беж хорош с розовым, синим, фиолетовым, серым; теплый – с желтым, персиковым, зеленым, красным.
В общем, успехов вам в оформлении жилищ…